Великолепная пятерка транспортников: топ 5 самых дорогих госзакупок июня

Daily Moscow начинает серию публикаций рубрики «Закупки», в рамках которой, эксперты будут рассказывать о самых интересных и необычных способах потратить наши с вами налоги.

В этом материале, тендерный эксперт и основатель сервиса FLT-Navigator Надежда Фукалова расскажет о самых дорогих тендерах первого послекарантинного месяца.

Закупка наоборот

На первом месте, пожалуй, самый нетипичный гостендер – довольно редко можно встретить в предмете госзакупки формулировку «на право заключения договоров на предоставление кредитных ресурсов». Но таковы современные кризисные реалии. ОАО «РЖД» привлекает заемные средства в размере 181 млрд рублей для нужд Департамента корпоративных финансов (подробностей использования кредитов компания не раскрывает). 

В закупке 18 лотов на право заключения договоров на предоставление ОАО «РЖД» кредитных ресурсов на определенный срок с лимитом задолженности на определенную сумму в рублях или эквивалента данной суммы в иностранной валюте, рассчитанной по курсу ЦБ РФ. Два лота по 3 миллиарда рублей, четыре лота по 5 миллиардов, пять лотов по 10 миллиардов и четыре лота по 15 миллиардов предполагают срок кредита в пять лет. Еще три лота на 15 миллиардов рублей предполагают срок кредита в 10 лет. Дельта максимальной начальной цены контракта по лоту конкурса 2,7 – 21 млрд рублей. 

Примечательно, что договоры рамочные – фиксируется в основном само право заёмщика (РЖД) обратиться к кредитору с запросом о предоставлении кредитных ресурсов на определённых условиях и на определённый срок. К ним планируется заключать дополнительные соглашения – кредитные соглашения, которые в свою очередь тоже могут быть рамочными, но в которых уже будет конкретика по срокам предоставления кредитов. Вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 30 июня 2029 года включительно. Кредитные транши предоставляются в течение 2020-2025 годов.

В документации сказано, что при заключении кредитных соглашений максимальный размер годовой процентной ставки будет определяться как сумма базовой ставки и маржи кредитора в размере 3%.

По базовым ставкам в документации прописаны соответствующие нюансы:

  • для кредитов в рублях: ключевая ставка Центрального Банка РФ, ставка MOSPRIME, иная ставка, действующая на момент заключения кредитных соглашений
  • для кредитов в долларах США — ставка LIBOR
  • для кредитов в евро — ставка EURIBOR
  • для кредитов в иных валютах — ставка, согласованная сторонами

Подведение итогов этого, на первый взгляд, странного «рамочного» тендера намечено на 3 июля, приём заявок закрыт.

Московский Метрополитен — 135,5 млрд

На втором месте Московский Метрополитен с электронным аукционом на поставку вагонов метро. Планируется приобретение порядка 1 360 вагонов различной модификации на общую сумму без малого 135,5 млрд рублей (135 443 825 416,98 рублей). Организатор аукциона – Департамент города Москвы по конкурентной политике.

Обновление вагонного парка будет осуществляться в несколько этапов: в 2020 году сумма закупки составит 35 млрд рублей, в 2021 – 33, 8 млрд рублей, в 2022 – 33,7 млрд рублей, в последующие годы – оставшаяся сумма.

Данный вид закупок проходит с соблюдением обязательной процедуры предварительного общественного обсуждения, но о нём мало кто знает, да и нужно быть зарегистрированным пользователем портала госзакупок, мониторить тендеры определённых заказчиков, в общем как минимум иметь активную гражданскую позицию и немало свободного времени. А посему общественное обсуждение данной закупки прошло без единого комментария. Но формальности были успешно соблюдены.

Тендер является частью масштабной программы обновления городского транспорта, которая реализуется в столице в последние годы. К настоящему времени подвижной состав метро обновлен уже более чем на 57% — на линии метро с 2010 года выведено более 2500 новых вагонов, значительная часть которых — современные инновационные вагоны «Москва» (сквозной проход через весь состав, USB-разъемы для зарядки гаджетов, доступ к Wi-Fi, информационные экраны, мягкие индивидуальные сиденья, широкие двери с подсветкой и многоуровневые поручни).

Вагоны производятся на заводе Метровагонмаш (входит в состав Трансмашхолдинга). Примечательно, что за последние три года производитель составов «Трансмашхолдинг» поставил Мосметро более тысячи вагонов «Москва». Поезда курсируют на Таганско-Краснопресненской, Филевской, Калужско-Рижской, Солнцевской, Большой Кольцевой, Сокольнической и Некрасовской линиях.

Подача заявок осуществляется с 17 июня по 3 июля.

Мосгортранс — 32 млрд

На почётном третьем месте с более скромным бюджетом расположился ГУП «Мосгортранс» с электронным аукционом на поставку трамвайных вагонов и оказанием услуг по их сервисному обслуживанию и ремонту в течение 30 лет на сумму почти 32 млрд рублей (31 888 515 006,09 рублей). Организатор закупочной процедуры – Департамент города Москвы по конкурентной политике.

Всего планируется обновить трамвайный парк на 204 трамвайных пассажирских самоходных (моторные) вагона. Данное обновление будет осуществлено в несколько этапов: в 2021 году будет освоено 6,2 млрд рублей, в 2022 – 5,3 млрд. рублей, и основная часть в 2023 году – 18,1 млрд рублей.

На первый взгляд ничего примечательного в этой закупке нет, но удивляет нехарактерный для аукционных процедур перенос сроков подачи заявок на весьма длинный период – с 29 июня на 29 сентября этого года.

По всей видимости планируется смена основного поставщика.

Росморречфлот — 21 млрд

На четвертой позиции в рейтинге – Федеральное агентство морского и речного транспорта с конкурсом в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон». Объекты 2-го этапа (основного периода)» на сумму 21 млрд рублей (21 014 444 600 рублей). Организацию конкурса осуществляет Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей.

Это уже третья попытка за этот год определить поставщика: в первый раз (9 апреля) конкурс был отменён, а во второй раз по окончании срока подачи заявок (22 мая) не было подано ни одной заявки. Это можно объяснить как непростым периодом начала карантина и полной неопределённостью по срокам снятия ограничительных мер, так и сравнительно небольшой начальной максимальной ценой контракта не вполне соизмеримой с требованиями конкурсной документации, спецификой высокотехнологического характера стройки и сопутствующими рисками по срокам и дополнительным затратам. Примечательно, что первая закупка была с меньшей ценой контракта – 19,5 млрд рублей. 

Строительства Багаевского гидроузла было утверждено еще в 2016 году. Гидроузел должен решить вопросы, связанные с судоходством, орошением земель и водоснабжением населения.

Первый этап шёл с существенным отклонением по графику из-за нереста и ската молоди рыбы, а также расчистки акватории от фрагментов судов и взрывоопасных предметов времен войны, и фактически был сорван — его окончание планировалось ещё в конце 2018 года.

В прошлом году также объявляли конкурс на второй этап строительства с сумой 19,37 млрд рублей. В ответ также не поступило ни одной заявки. В этом году сумму контракта увеличили, но как видно, ситуация с количеством конкурсных заявок пока не изменилась.

Окончание сроков подачи заявок 2 июля.

ГКУ «УДМС» — 16,32 млрд

Символично замыкает рейтинг тендер ГКУ г. Москвы «Управление дорожно-мостового строительства» на выполнение подрядных работ по строительству объекта: «Линия метрополитена станция метро «Коммунарка» – станция метро «Столбово». 2 и 3 этапы «Проект организации строительства. Котлованы открытого способа работ», «Основной период. Линия метрополитена»» на сумму 16,32 млрд рублей (16 315 282 943 рублей). Организатор конкурса в электронной форме – Департамент города Москвы по конкурентной политике.

Проект планировки Коммунарской линии метро от тупиков за станцией «Славянский мир» до станции «Столбово» был утверждён в середине октября прошлого года. 

На участке длиной 7,2 км расположатся три станции: «Мамыри», «Коммунарка» и «Столбово». Он пройдет вдоль МКАД и Калужского шоссе, пересекая улицу Адмирала Корнилова и далее Калужское шоссе, вдоль проектируемой автодороги МКАД – Коммунарка – аэропорт Остафьево, пересекая проектируемый проезд 812, ул. Александры Монаховой, автодорогу Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе и Сокольническую линию с организацией пересадки между двумя станциями метро, далее вдоль автодороги МКАД – Коммунарка – аэропорт Остафьево.

Несколько фактов о проекте Комунарская линия в целом: 

  • Территория подготовки проекта планировки находится в границах поселений Мосрентген и Сосенское. Строительство этого участка должно улучшить транспортное обслуживание местных жителей, сократить время на поездку по городу, разгрузить улично-дорожную сеть поселений Мосрентген, Сосенское и Калужского шоссе, а также улучшить экологическую ситуацию в прилегающих районах столицы
  • Коммунарская линия протянется от станции «Севастопольский проспект» до Троицка. Ее длина превысит 30 км, на ней разместят 16 станций. Новая ветка будет связана пересадками с тремя другими линиями столичной подземки и с Московским центральным кольцом (МЦК)
  • Коммунарская линия метро стартует от станции Московского центрального кольца (МЦК) «Крымская». Она пройдет по территориям районов Академический, Проспект Вернадского, Коньково, Теплый Стан, затем вдоль Калужского шоссе, через поселения Мосрентген, Коммунарка и финиширует в Троицке, под Октябрьским проспектом

В этом году конкурсная процедура по строительству пролёта «Комунарка – Столбово» запускается уже в четвёртый раз. Прошлые 3 раза заявок не было. 

Окончание подачи заявок 15 июля.

Надежда Фукалова
финансист, тендерный эксперт
Основатель FLT-NAVIGATOR

Надежда Фукалова
финансист, тендерный эксперт
Основатель FLT-NAVIGATOR