Убытки книжной отрасли составят не менее 30 млрд рублей

Убытки книжной отрасли составят не менее 30 млрд рублей, но люди начали больше читать — эксперт Сергей Макаренков дал оценку текущему кризису

Генеральный директор группы компаний «РИПОЛ КЛАССИК» Сергей Макаренков на конференции Synergy Online Forum рассказал, какие убытки терпит типография и издательства и удастся ли людям вернуться обратно от электронных книг к бумажным.

Говоря про убытки типографии и издательств, Макаренков подчёркивает, что книги в полиграфическом бизнесе составляют не более 10%, всё остальное — это газеты и журналы, а также продукция технического назначения и упаковка.

Это даже не кризис, а шок

По данным за 2019 год, весь объём полиграфического бизнеса оценивался в 300 млрд рублей, объём издательского бизнеса — 65–70 млрд рублей. «Это даже не кризис, а шок, — признаётся бизнесмен. — И потери во всех сферах будут значительные».

Федеральный союз печати и медиаиндустрии Германии Bundesverband Druck und Medien (BVDM) сообщил, что сейчас падение рынка составляет более 50%. По итогам года ожидают сокращения этой цифры до 35%. При этом не менее 25% предпринимателей полиграфической промышленности ждёт банкротство. «В России ситуация будет примерно такая же», — подытожил Макаренков.

«Из-за перехода на электронный и аудиоформат рынок ждёт стагнация. И когда люди перейдут обратно к бумажным носителям — неизвестно, но бумажные книги сохранятся, в этом нет никакого сомнения».

Полиграфия, по словам бизнесмена, пострадала больше, чем издательства: «Издательства заморозили свою загрузку и пока не понимают, что и в каких объёмах им издавать. Офлайн-торговля выпала практически полностью. Типографиям приходится работать и загружать свои мощности, закупать комплектующие. Кризис неплатежей в первую очередь ударит именно по типографиям, а затем уже по издательствам».

По прогнозам Российского Книжного Союза, убытки книжной отрасли составят 15–20 млрд. «И это ещёдовольно оптимистичная установка, — подчёркивает бизнесмен. — Я думаю, эта цифра будет не менее 30 млрд».

Но есть и хорошие новости: акции с возможностью временного бесплатного доступа к книгам в электронном и аудиоформате стимулируют людей читать: «Для нас главное, чтобы люди хотели читать, а в каком формате — это другой вопрос».

Текущий кризис и пандемия провоцируют перезагрузку издательских процессов. Раньше, например, традиционно первыми выходили бумажные книги, а теперь издательства ориентируются на то, чтобы первые поступления на рынок были в электронном формате.

Очевидно, что те же изменения затронули и процесс коммуникаций: встречи с авторами, редакторами, мастер-классы и воркшопы проходят исключительно в режиме онлайн.

Сергей Макаренков не верит, что офлайн-магазины могут уйти в прошлое, поскольку считает, что книжные магазины — это не только место для продажи, но и культурное пространство. «Скорее всего,соотношение будет 50/50. Рост потребления электронных книг в ближайшее время достигнет 35% от всей доли рынка. При этом аудиоформат развивается быстрее. Это связано с тем, что такой формат быстрее, удобнее и полезнее для зрения, особенно детского».

Анна Парышева
редактор корпорации «Синергия»
Photo: Dualai Studio