Перевернутые страницы моды: ностальгируем по забытым стилям и брендам

Перевернутые страницы моды: ностальгируем по забытым стилям и брендам

Мода — уже давно не просто одежда, это полноценный язык, на котором мы говорим о себе, о времени, в котором живем, и о том, что нам дорого. Однако, как и любая другая область искусства, мода подвержена цикличности: одни тренды изживают себя, другие приходят им на смену.

В этом нескончаемом потоке перемен мы часто забываем о тех стилях и брендах, которые когда-то были на пике популярности, но в силу определенных обстоятельств исчезли из заголовков модных журналов чуть ли не навсегда.

Ольга Лефферс, основательница галереи винтажных украшений и одежды VintageDream и собственного модного бренда LEFFERS, предлагает погрузиться в ностальгическую атмосферу и вспомнить о важных фигурах индустрии, незаслуженно забытых многими.

Ольга Лефферс

Мадам Гре

Начать свой рассказ хотелось бы с легендарной парижанки Мадам Гре, также известной как Аликс Бартон: королевы драпировки и создательницы неоклассицизма в французской моде, чьи коллекции по праву занимают величественную позицию в нью-йоркском Метрополитен-музее.

Ее можно назвать настоящим скульптором: в ее понимании, идеальная одежда должна быть сделана из единого полотна ткани, избегая швов.

Платья из сотен метров драпированной ткани гармонично обтекали тела манекенщиц, на фигуре которых она и создавала свои шедевры, отрицая существование выкроек. Выглядели готовые изделия словно вторая кожа: такой стиль исполнения был глотком свежего воздуха среди на тот момент всеобщей моды на тяжелые платья Кристиана Диора и Пьера Бальмана с множеством деталей и вытачек.

К сожалению, конец истории ее модного дома — драматичная несправедливость. Компания Бартон обанкротилась с ее выходом на пенсию в результате ряда необдуманных финансовых решений.

Свою старость эта великая женщина провела в квартире, предоставленной ее друзьями Ивом Сен-Лораном, Юбером Живанши и Пьером Карденом. Кутюрье ушла из жизни за несколько дней до своего 90-го дня рождения в 1993 году в доме престарелых, куда ее отправила собственная дочь.

Поль Пуаре

Другой талантливый дизайнер, чей вклад, к сожалению, остался в тени более именитых современников, — это Поль Пуаре.

Быстрый путь «короля моды» (а именно так его и было принято называть) от головокружительного успеха до такого же грандиозного падения был ознаменован его отказом адаптироваться к желаниям общества, сильно изменившимся после Первой мировой.

От нищеты и всеобщего забвения великого кутюрье спасла подруга Эльза Скиапарелли, возможно, именно благодаря которой он навсегда останется в нашей памяти как инноватор, впервые предложивший женщинам свободные силуэты в античном стиле взамен корсетов и сложных конструкций.

Эльза Скиапарелли

Кстати, о Скиапарелли: основанный ей в 1936 году одноименный дом закрылся уже к 1954. Новая глава в жизни Schiaparelli началась лишь в 2006, когда Диего де ла Валле, владелец Tod`s, выкупил бренд.

Первая выпущенная после возрождения коллекция принадлежит руке известного модного мэтра — экстравагантного Кристиана Лакруа, который по сей день разрабатывает сценические костюмы для опер в коллаборации с Дрисом Ван Нотен.

Окончательно и бесповоротно наследие Эльзы влюбило в себя весь мир благодаря нынешнему креативному директору Дэниелу Роузберри: впечатляет его тонкая работа совмещения исконного ДНК бренда и собственных новаторских идей.

Возможно, именно поэтому за последние годы популярность бренда многократно возросла среди мировых селебрити и лидеров мнений.

Мадлен Вионне

Дело Поля Пуаре по «освобождению» женщин от корсетов и силуэтов в духе new look переняла дизайнер Мадлен Вионне, чье начало пути в мире моды во многом вторит гораздо более популярной в поп-культуре Габриель Шанель.

В своем доме Vionnet Мадлен выражала портновское мастерство через необычный крой и отделку изделий стеклярусом и бисером. Вионне впервые применила технику кроя по косой не отдельных деталей, а всего изделия полностью.

Из-за этого Мадлен часто сравнивали с Мадам Гре — был схож и их «почерк» свободной драпировки женского силуэта тканью, и метод работы без выкроек.

К сожалению, по аналогии с судьбами других модных домов, Vionnet был вынужден закрыться с началом Второй мировой войны. Ее идеи, однако, живы и по сей день — их выражают в своих работах ученики Мадлен Джон Гальяно и Иссей Мияке.

Мэри Куант

В гардеробе каждой девушки непременно найдется мини-юбка, но задумывались ли вы, кем и при каких обстоятельствах она была создана? Раскрываю все карты: этот модный революционер — никто иная как Мэри Куант.

Именно она переосмыслила привычный предмет гардероба в более современный и динамичный вариант.

Ее клиентками, популяризировшими стиль Куант в виде коротких ярких юбок и цветных колготок в тон, были Одри Хепберн, Бриджит Бардо и Твигги — знаменитые лица 60-х. С возвращением в моду романтичного стиля в 70-х, популярность Мэри угасла, и она переключилась на другие, не менее креативные проекты в других сферах деятельности.

Несмотря на то, что изначально мини-юбки общество встретило совсем неодобрительно, в современном мире это абсолютно базовый, и можно сказать, культовый предмет гардероба.

К сожалению, не многие знают, какая изобретательная и по-своему гениальная личность за ними стоит.

Жан Пату

В продолжение темы юбок: мало кто знает, что ее ныне трендовую теннисную вариацию, как и современную женскую теннисную одежду в целом, создал кутюрье Жан Пату.

Нельзя сказать, что его имя широко известно, но в более узком кругу модной индустрии Пату однозначно является непререкаемым авторитетом.

Жана Пату особенно любили спортсменки, в частности, олимпийская чемпионка Сюзанна Ленглен, за его умение создать женственную, но при этом дерзкую и комфортную спортивную форму. Тема естественности и удобства красной нитью тянется через предметы гардероба в исполнении Пату.

Кстати, именно он популяризировал такой привычный для нас ежедневный предмет гардероба, как кардиган.

Ги Ларош

Другим талантливым дизайнером послевоенного периода является Ги Ларош, начавший свой путь с создания дамских шляп. Кстати, если в предыдущих случаях речь шла в основном о личностях, чьи дизайны пользуются огромной популярностью и по сей день, то история Ларош несколько отличается.

Шляпы в целом — довольно редко встречающаяся в современном женском гардеробе категория, а в особенности в излюбленных Ларошем видах (например, трилби и клош).

Оставаться «на плаву» Guy Laroche всегда помогала парфюмерная линейка: так, выпущенный аж в 1966 году парфюм дома Ларош Fidji остается культовым ароматом, имеющим тысячи поклонниц по всему миру.

Помимо конкретных модных домов и ключевых «серых кардиналов» сферы, стоит вспомнить и о забытых стилях дизайна.

Безусловно, сегодня ностальгия становится неотъемлемой частью модной индустрии в целом: дизайнеры чаще и чаще черпают вдохновение из архивных коллекций, переосмысляя старые идеи и адаптируя их к современным реалиям.

Это не просто дань уважения прошлому; это способ создать что-то новое и неординарное на основе общепринятой классики.

Стиль гранж и панк

Например, стиль гранж стал символом бунта против гламурного образа жизни. Его характерные элементы — потертая джинса и кожа, фланелевые рубашки, тартан и массивные ботинки — не только определили целую эпоху, но и оказали влияние на последующие поколения дизайнеров.

То же самое можно сказать и о панк-моде: создателем этого «модного деструктива» принято считать Вивьен Вествуд. Ее шокирующие творения с самого начала вызывали общественный резонанс и бурную реакцию публики.

В настоящее время трудно представить смельчака, который согласился бы пройти путь Вествуд и начать создавать одежду под такими нетипичными лозунгами: гранж и панк в целом лишились своего бунтарского духа и стали более коммерчески привлекательными.

Стиль бохо

Лишился своей изначальной идеологии спонтанности и стиль бохо, который всегда ассоциировался со свободой и творчеством.

Вдохновленный хиппи-культурой, это модное течение включало в себя яркие узоры, бахрому, многослойность и аксессуары из натуральных материалов.

В последние годы мы наблюдаем его возвращение в модные коллекции многих модных домов, однако он уже давно не тот — он стал более понятен для масс, но потерял «душу».

Влияние платформ

Социальные сети также играют важную роль в возрождении интереса к забытой моде. Платформы вроде TikTok позволяют пользователям делиться своими находками из винтажных магазинов и создавать образы на основе стилей прошлых десятилетий.

В этом контексте мода становится не только средством самовыражения, но и способом связи поколений.

Мода — это одна большая книга, перевернутые страницы которой напоминают нам о важности вкладов каждой личности, участвовавшей в ее написании.

И совсем неважно, известно ли это имя в массовой культуре или нет: некоторые творения забытых авторов и ретро-стили могут вернуться в нашу жизнь в любой момент, а некоторые никогда ее и не покидали. Возможно, именно поэтому мода всегда будет цикличной: она учит нас ценить прошлое и открывает двери для будущего.

Так что давайте откроем шкафы, заглянем в винтажные магазины и вспомним о том, что самым главным стилем во все времена была и есть ретроспектива.


115280, Россия, Московская Область, Москва, Ленинская слобода 19
Почта: adm@dailymoscow.ru