Перевернутые страницы моды: ностальгируем по забытым стилям и брендам

Мода — уже давно не просто одежда, это полноценный язык, на котором мы говорим о себе, о времени, в котором живем, и о том, что нам дорого. Однако, как и любая другая область искусства, мода подвержена цикличности: одни тренды изживают себя, другие приходят им на смену.
В этом нескончаемом потоке перемен мы часто забываем о тех стилях и брендах, которые когда-то были на пике популярности, но в силу определенных обстоятельств исчезли из заголовков модных журналов чуть ли не навсегда.
Ольга Лефферс, основательница галереи винтажных украшений и одежды VintageDream и собственного модного бренда LEFFERS, предлагает погрузиться в ностальгическую атмосферу и вспомнить о важных фигурах индустрии, незаслуженно забытых многими.

Мадам Гре
Начать свой рассказ хотелось бы с легендарной парижанки Мадам Гре, также известной как Аликс Бартон: королевы драпировки и создательницы неоклассицизма в французской моде, чьи коллекции по праву занимают величественную позицию в нью-йоркском Метрополитен-музее.
Ее можно назвать настоящим скульптором: в ее понимании, идеальная одежда должна быть сделана из единого полотна ткани, избегая швов.
Платья из сотен метров драпированной ткани гармонично обтекали тела манекенщиц, на фигуре которых она и создавала свои шедевры, отрицая существование выкроек. Выглядели готовые изделия словно вторая кожа: такой стиль исполнения был глотком свежего воздуха среди на тот момент всеобщей моды на тяжелые платья Кристиана Диора и Пьера Бальмана с множеством деталей и вытачек.
К сожалению, конец истории ее модного дома — драматичная несправедливость. Компания Бартон обанкротилась с ее выходом на пенсию в результате ряда необдуманных финансовых решений.
Свою старость эта великая женщина провела в квартире, предоставленной ее друзьями Ивом Сен-Лораном, Юбером Живанши и Пьером Карденом. Кутюрье ушла из жизни за несколько дней до своего 90-го дня рождения в 1993 году в доме престарелых, куда ее отправила собственная дочь.
Поль Пуаре
Другой талантливый дизайнер, чей вклад, к сожалению, остался в тени более именитых современников, — это Поль Пуаре.
Быстрый путь «короля моды» (а именно так его и было принято называть) от головокружительного успеха до такого же грандиозного падения был ознаменован его отказом адаптироваться к желаниям общества, сильно изменившимся после Первой мировой.
От нищеты и всеобщего забвения великого кутюрье спасла подруга Эльза Скиапарелли, возможно, именно благодаря которой он навсегда останется в нашей памяти как инноватор, впервые предложивший женщинам свободные силуэты в античном стиле взамен корсетов и сложных конструкций.
Эльза Скиапарелли
Кстати, о Скиапарелли: основанный ей в 1936 году одноименный дом закрылся уже к 1954. Новая глава в жизни Schiaparelli началась лишь в 2006, когда Диего де ла Валле, владелец Tod`s, выкупил бренд.
Первая выпущенная после возрождения коллекция принадлежит руке известного модного мэтра — экстравагантного Кристиана Лакруа, который по сей день разрабатывает сценические костюмы для опер в коллаборации с Дрисом Ван Нотен.
Окончательно и бесповоротно наследие Эльзы влюбило в себя весь мир благодаря нынешнему креативному директору Дэниелу Роузберри: впечатляет его тонкая работа совмещения исконного ДНК бренда и собственных новаторских идей.
Возможно, именно поэтому за последние годы популярность бренда многократно возросла среди мировых селебрити и лидеров мнений.
Мадлен Вионне
Дело Поля Пуаре по «освобождению» женщин от корсетов и силуэтов в духе new look переняла дизайнер Мадлен Вионне, чье начало пути в мире моды во многом вторит гораздо более популярной в поп-культуре Габриель Шанель.
В своем доме Vionnet Мадлен выражала портновское мастерство через необычный крой и отделку изделий стеклярусом и бисером. Вионне впервые применила технику кроя по косой не отдельных деталей, а всего изделия полностью.
Из-за этого Мадлен часто сравнивали с Мадам Гре — был схож и их «почерк» свободной драпировки женского силуэта тканью, и метод работы без выкроек.
К сожалению, по аналогии с судьбами других модных домов, Vionnet был вынужден закрыться с началом Второй мировой войны. Ее идеи, однако, живы и по сей день — их выражают в своих работах ученики Мадлен Джон Гальяно и Иссей Мияке.
Мэри Куант
В гардеробе каждой девушки непременно найдется мини-юбка, но задумывались ли вы, кем и при каких обстоятельствах она была создана? Раскрываю все карты: этот модный революционер — никто иная как Мэри Куант.
Именно она переосмыслила привычный предмет гардероба в более современный и динамичный вариант.
Ее клиентками, популяризировшими стиль Куант в виде коротких ярких юбок и цветных колготок в тон, были Одри Хепберн, Бриджит Бардо и Твигги — знаменитые лица 60-х. С возвращением в моду романтичного стиля в 70-х, популярность Мэри угасла, и она переключилась на другие, не менее креативные проекты в других сферах деятельности.
Несмотря на то, что изначально мини-юбки общество встретило совсем неодобрительно, в современном мире это абсолютно базовый, и можно сказать, культовый предмет гардероба.
К сожалению, не многие знают, какая изобретательная и по-своему гениальная личность за ними стоит.
Жан Пату
В продолжение темы юбок: мало кто знает, что ее ныне трендовую теннисную вариацию, как и современную женскую теннисную одежду в целом, создал кутюрье Жан Пату.
Нельзя сказать, что его имя широко известно, но в более узком кругу модной индустрии Пату однозначно является непререкаемым авторитетом.
Жана Пату особенно любили спортсменки, в частности, олимпийская чемпионка Сюзанна Ленглен, за его умение создать женственную, но при этом дерзкую и комфортную спортивную форму. Тема естественности и удобства красной нитью тянется через предметы гардероба в исполнении Пату.
Кстати, именно он популяризировал такой привычный для нас ежедневный предмет гардероба, как кардиган.
Ги Ларош
Другим талантливым дизайнером послевоенного периода является Ги Ларош, начавший свой путь с создания дамских шляп. Кстати, если в предыдущих случаях речь шла в основном о личностях, чьи дизайны пользуются огромной популярностью и по сей день, то история Ларош несколько отличается.
Шляпы в целом — довольно редко встречающаяся в современном женском гардеробе категория, а в особенности в излюбленных Ларошем видах (например, трилби и клош).
Оставаться «на плаву» Guy Laroche всегда помогала парфюмерная линейка: так, выпущенный аж в 1966 году парфюм дома Ларош Fidji остается культовым ароматом, имеющим тысячи поклонниц по всему миру.
Помимо конкретных модных домов и ключевых «серых кардиналов» сферы, стоит вспомнить и о забытых стилях дизайна.
Безусловно, сегодня ностальгия становится неотъемлемой частью модной индустрии в целом: дизайнеры чаще и чаще черпают вдохновение из архивных коллекций, переосмысляя старые идеи и адаптируя их к современным реалиям.
Это не просто дань уважения прошлому; это способ создать что-то новое и неординарное на основе общепринятой классики.
Стиль гранж и панк
Например, стиль гранж стал символом бунта против гламурного образа жизни. Его характерные элементы — потертая джинса и кожа, фланелевые рубашки, тартан и массивные ботинки — не только определили целую эпоху, но и оказали влияние на последующие поколения дизайнеров.
То же самое можно сказать и о панк-моде: создателем этого «модного деструктива» принято считать Вивьен Вествуд. Ее шокирующие творения с самого начала вызывали общественный резонанс и бурную реакцию публики.
В настоящее время трудно представить смельчака, который согласился бы пройти путь Вествуд и начать создавать одежду под такими нетипичными лозунгами: гранж и панк в целом лишились своего бунтарского духа и стали более коммерчески привлекательными.
Стиль бохо
Лишился своей изначальной идеологии спонтанности и стиль бохо, который всегда ассоциировался со свободой и творчеством.
Вдохновленный хиппи-культурой, это модное течение включало в себя яркие узоры, бахрому, многослойность и аксессуары из натуральных материалов.
В последние годы мы наблюдаем его возвращение в модные коллекции многих модных домов, однако он уже давно не тот — он стал более понятен для масс, но потерял «душу».
Влияние платформ
Социальные сети также играют важную роль в возрождении интереса к забытой моде. Платформы вроде TikTok позволяют пользователям делиться своими находками из винтажных магазинов и создавать образы на основе стилей прошлых десятилетий.
В этом контексте мода становится не только средством самовыражения, но и способом связи поколений.
Мода — это одна большая книга, перевернутые страницы которой напоминают нам о важности вкладов каждой личности, участвовавшей в ее написании.
И совсем неважно, известно ли это имя в массовой культуре или нет: некоторые творения забытых авторов и ретро-стили могут вернуться в нашу жизнь в любой момент, а некоторые никогда ее и не покидали. Возможно, именно поэтому мода всегда будет цикличной: она учит нас ценить прошлое и открывает двери для будущего.
Так что давайте откроем шкафы, заглянем в винтажные магазины и вспомним о том, что самым главным стилем во все времена была и есть ретроспектива.
Читайте похожие материалы на Daily Moscow: