Как кризис поедает социальное питание

Эпидемия коронавируса, накрывающая Россию, и карантины всех уровней как ее следствие уже оказывает серьезное влияние на состояние экономики. Представители самых разных отраслей говорят о сложностях, трудностях и обращаются за поддержкой государства. Ничего удивительного, ведь к примеру карантин в школах, который вряд ли завершится 12 апреля, означает, что предприятия школьного питания не будут кормить детей, а значит уже понесут убытки.

Удастся ли справится с этим кризисом отрасли без серьезных потерь? И как пережившая непростые времена отрасль сможет запустить проект президентского завтрака с 1 сентября? Мы решили поинтересоваться этим у экспертов.

В распоряжении Daily Moscow оказалось обращение Ассоциации предприятий отрасли социального питания к правительству. По словам руководителя Ассоциации Андрея Плышевского, в связи с эпидемией коронавируса и вводимыми ограничительными мерами в Российской Федерации, Ассоциация просит принять меры по оказанию поддержки отрасли социального питания.

Ограничения, установленные органами власти в связи с распространением коронавирусной инфекции, ставят под угрозу не только выполнение поручений Президента РФ по обеспечению учеников начальных классов бесплатным горячим питанием с 1 сентября 2020 года, но и работу всей отрасли социального питания. В обращении в частности говорится, что поскольку система социального питания работает на постоплатной основе, в период вынужденной приостановки работы школ и детсадов бизнес все равно будет нести расходы из-за заранее закупленных продуктов, а также выплаты зарплаты сотрудников, которых нельзя перевести на удаленную работу. «Особенно критическая ситуация складывается у компаний, имеющих в штате более 300 сотрудников, непосредственно занятых в организации питании», — говорится в обращении. 

Опасения предпринимателей имеют под собой основания. Кризис уже привел к целому ряду последствий в регионах. Так, например, в Красноярске директор муниципального предприятия «Комбинат школьного питания» сократила зарплату. Об этом пишет «Сибирь. Реалии», и лично депутат краевого заксобрания Александр Глисков на личной странице ВКонтакте. То есть, администрация пошла самым простым путем – сократить и без того небольшую зарплату рядовых сотрудников.

По информации телеграм-канала «Территория здравого смысла», в Волгограде «работников пищеблоков детских садов и школьных учреждений синдикат сестёр Жилиных-Шейгеревич, на кормление которым губернатор Бочаров отдал подряды на детское питание, заставляет писать заявления об отпуске без сохранения зарплаты. Таких людей, оказавшихся в заложниках у государственных коммерсантов, -около 1 тысячи человек. Люди боятся отказываться от отпуска без содержания, потому что альтернатива одна – увольнение».

По словам Максима Вахрукова, генерального директора ООО Комбинат социального питания (Ярославль), для его компании это станет серьезным испытанием, ведь «в школах трудятся более 400 наших сотрудников, ещё около 100 обеспечивают поддержку: логистику, бухгалтерский учёт, обслуживание оборудования, управление системой. Таким образом, почти 500 сотрудников останутся без работы. Но это не означает, что они будут уволены. По закону в случае вынужденного простоя работодатель обязан выплачивать часть заработной платы и, конечно, платить с неё отчисления в фонды. Выручки не будет, а затраты сократятся всего на 1/3, предприятие ждут серьёзные убытки.

В детских садах ситуация не такая критическая, но тоже тяжёлая. На сегодняшний момент родители сняли с посещения примерно 20% детей. По нашим оценкам, эта цифра может вырасти до 40%. Основная статья расходов в столовых детских садов – зарплата, а её мы так существенно снизить никак не можем. Это тоже означает убытки, и серьёзные». Руководитель предприятия отмечает, что «в Ярославле создана одна из самых эффективных систем социального питания в стране. Полный контроль за качеством сырья, в том числе лабораторный, налаженная система логистики, которая позволяет ежедневно снабжать свежими продуктами более 300 точек питания, грамотный и опытный коллектив, высокая производительность труда. Наша команда создавала такую систему более 5 лет, поднимая предприятие практически из руин без помощи, а в отдельных случаях вопреки действиям власти. В условиях кризиса и убытков, система будет так или иначе сжиматься и, возможно, разрушаться. Этого можно избежать, и именно сейчас нам нужна серьёзная поддержка со стороны государства».

Не совсем с ним согласен его коллега из Мордовии – Тимофей Фионов, руководитель ООО «Мордовская кейтеринговая компания». По его словам, «нынешний эпидемиологический кризис затронул отрасль школьного питания не больше, чем экономику в целом. Я категорический противник каких-либо алармистских или панических настроений в данном случае, поскольку власть и на федеральном, и на региональном уровне (в нашем случае – на уровне Республики Мордовия) уделяет нам значительное внимание как социально ответственному и социально значимому бизнесу. Скажу даже больше – делается все возможное. К примеру, отсрочка страховых взносов, которую дали сейчас, очень нам поможет. Поэтому говорить о каких-то угрозах проекту президентского завтрака с 1 сентября нет оснований. Более того, нельзя говорить о крахе отрасли в целом, ведь речь идет не о ресторане, не о кафе. Да, убытки могут быть, особенно если начнется рост цен на продукты. Но рынок школьного питания не может остановиться. Единственное, о чем мы можем сейчас просить, — об оплате за наши услуги точно в срок. Но это можно сказать обо всех услугах, которые оплачиваются из бюджета».

Объем рынка школьного питания – примерно 16 млн школьников, количество бюджетных обедов достигает 10 млн, и по анализу открытых источников, общий объем рынка – около 100 млрд руб. ежегодно.

После принятия закона о школьном питании (так в просторечии называют изменения в законодательство, связанные с введением системы бесплатных горячих завтраков для младших классов с 1 сентября 2020 года) рынок серьезно оживился – ведь на него должны были зайти серьезные федеральные и региональные бюджетные деньги. Но предприниматели говорят, что выжить на рынке очень непросто. И причина простая – очень низкая рентабельность. По оценкам бизнеса, рентабельность начинается при уровне наценки 25 рублей на один прием пищи. Минимальная продуктовая стоимость рациона в текущих ценах составляет 30-35 рублей. А для сбалансированного питания и выполнения норм набора продуктов стоимость рациона 50-55 рублей. Опрошенные нами предприниматели говорят, что для обеспечения качественного питания цена школьного завтрака должна составлять 55-60 рублей, а в идеале – 75-80 рублей. Последняя цифра полностью соответствует потребностям организма младшего школьника. Для детей 11-18 лет прибавляйте еще 10-15 рублей на порцию завтрака и 15-20 рублей – для обедов.

Как следует из опроса, проведенного АНО «Институт отраслевого питания» и сетевым СМИ «За школьное питание», больше всего денег тратят на одну порцию горячего питания для учеников начальной школы Магаданская область (130 руб. на завтрак и 220 руб. на обед), Ненецкий автономный округ (114 руб. за порцию), Ямало-Ненецкий автономный округ (91 руб.). Самая низкая стоимость в Липецкой области (от 32 руб.), в Кабардино-Балкарии (33,4 руб) и Республике Адыгея (36 руб.). Запросы в рамках опроса были разосланы в 86 регионов, из 56 регионов были получены ответы.

Как рассказывает Вахруков, «после послания президента был явный всплеск интереса у существующих игроков на рынке к развитию внутри своего или даже в другие регионы, а также интерес у инвесторов войти на рынок социального питания. Сейчас ситуация немного поменялась. По существующим контрактам, операторы получают оплату только за оказанную услугу. Соответственно, нет детей в школах, нет факта оказания услуг, нет оплаты. Заказчики, в лице государственных органов власти получают экономию бюджетных средств, а операторы – убытки. Большинство операторов сокращают расходы, отказываются от запланированных инвестиций, пытаются сформировать подушку безопасности, а проекты развития – замораживаются. В то же время инвесторы из других отраслей, не пострадавших или даже выигравших в этой ситуации, активизируются с предложениями о продаже компании, созданию новых операторов и т.п. Сейчас есть хорошая возможность для поглощений, слияний и иных форм консолидации рынка».

По словам руководителя АНО «Институт отраслевого питания» Владимира Чернигова, «объявленный до 12 апреля в школах страны карантин вызвал недюжинное беспокойство операторов социального и общественного питания. Это и не удивительно – работая по системе постоплаты, по ценам на грани себестоимости, при этом находясь в границах строжайших стандартов качества, компании, которые кормят школьников, заговорили о серьезных убытках и необходимости сокращать сотрудников. Правительство уже отреагировало на эти обращения и готово поддержать отрасль в целом. Кроме того, в ряде регионов школьникам, которым полагается бесплатное питание, его будут доставлять домой в виде сухих пайков. И хотя высока вероятность того, что карантин может затянуться намного дольше 12 апреля, мое глубокое убеждение – никакая паника и истерики не помогут нам решить насущные проблемы школьного питания. Более того, считаю совершенно недопустимыми под предлогом эпидемиологического кризиса ставить под угрозу запуску проекта бесплатного горячего питания для младших школьников, так называемого «президентского завтрака», с 1 сентября. Нынешний кризис необходимо использовать для решения проблем, о которых мы постоянно говорим как о препятствиях для запуска проекта».

Оператор социального питания из Ярославля отмечает, что «кризис в отрасли социального питания очень серьёзно сказался на подготовке к выполнению Послания Президента и принятого федерального закона по трём причинам.

Во-первых, принятый закон не конкретизирует очень много аспектов в вопросе организации школьного питания и должен быть подкреплен нормативными актами более низкого уровня: приказами министерств, положениями, методическими указаниями, СанПинами и прочим. В нынешних условиях федеральные органы исполнительной власти сосредоточены на решении проблем, вызванных пандемией, и запущенный в начале марта процесс разработки этих документов практически приостановлен.

Во-вторых, региональные органы власти, которые согласно Посланию должны обеспечить условия для организации питания учащихся, тоже сейчас заняты другими вопросами. В большинстве регионов, и, в частности в Ярославской области, обеспечить условия означает разработать, принять и исполнить областную целевую программу модернизации школьных пищеблоков. Программа требует подтвержденного бюджетного финансирования, которое утверждается Областной думой, и должна быть вынесена на рассмотрение депутатов уже в мае. Если этот срок будет упущен, то ни наша область, ни многие другие к внедрению бесплатных президентских завтраков будут не готовы.

В-третьих, сокращение персонала, нарушение нормальной работы операторов питания в силу убытков, может привести к тому, что на 1 сентября многие операторы будут не готовы оказывать услугу по питанию на должном уровне с учётом увеличившегося потока детей, а часть просто прекратит свою деятельность».

Согласно результатов опроса, о котором мы писали выше, из 56 регионов, которые предоставили информацию, к вводу бесплатного горячего питания для школьников на 100% готовы 23 региона (Белгородская, Воронежская, Калужская, Кемеровская, Курская , Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Орловская, Пензенская, Тюменская, Ярославская области, Санкт-Петербург, Ненецкий Автономный округ, Ямало-Ненецкий округ, Ставропольский край, Башкортостан, Марий-Эл, Хакасия, Кабардино-Балкария и Севастополь). О готовности на 95-99% сообщили 9 регионов (Томская, Тамбовская, Смоленская, Самарская, Ростовская, Магаданская, Астраханская области, Чеченская республика и Забайкальский край). В Новосибирской области из 960 школ не готовой оказалась только 1 школа. 10 регионов (Архангельская, Брянская, Кировская, Ивановская и Иркутская области, Пермский, Алтайский и Камчатский край, Республика Адыгея) на момент подготовки релиза не дали ответ на этот вопрос. В администрации Калужской и Калининградской области сообщили, что степени готовности в их регионах даст оценку Роспотребнадзор. Во Владимирской области признали необходимость в ремонте и модернизации пищеблоков в зданиях образовательных организаций, при этом уточнив, что меры по приведению всех школьных столовых в соответствие с СанПиН будут приняты до 1 сентября 2020 г.

По словам Фионова, «в 2009 – 2011 годах в Мордовии был реализован экспериментальный проект по совершенствованию организации питания учащихся. В рамках этого эксперимента были отремонтированы и переоборудованы столовые и пищеблоки, все потребности школьного питания Республики охвачены местными производителями. Меню составлено с учетом здоровья детей и современных тенденций в приготовлении еды. Благодаря этому к примеру количество пароконвектоматов из расчета на 1 школу в Мордовии выше, чем во всей стране. У нас даже самые маленькие школы в самых отдаленных районах технически оборудованы лучше, чем некоторые школы в столицах региональных центров. Поэтому смело могу сказать, что к 1 сентября 100% школ Мордовии готовы кормить младших школьников бесплатными горячими завтраками». 

Руководитель АНО «Институт отраслевого питания» Владимир Чернигов убежден, что спасти отрасль можно. Для этого необходимо ввести налоговые каникулы по уплате различных налогов и страховых взносов и продолжить практику закупки и доставки сухих пайков вместо питания в школах для льготных категорий детей. 

Максим Вахруков убежден, что «проект президентского завтрака сорван не будет. Система в целом достаточно устойчива, уровень закредитованности у операторов питания невысокий, громких банкротств ждать не следует. А если государство предпримет прямо сейчас правильные меры, то этот проект, наоборот, позволит отрасли социального питания продержаться на плаву всё лето и максимально быстро восстановиться.

Для этого нужно, главное, утвердить отраслевые стандарты и нормативы на федеральном уровне: в ближайшие 2 недели необходимо принять и опубликовать федеральные нормативные акты, а именно новый школьный СанПин (разработчик Роспотребнадзор) и Методические указания по организации школьного питания (Министерство просвещения).

Второе – обеспечить модернизацию инфраструктуры в регионах: на региональном уровне до 30 апреля разработать, согласовать и до 15 мая утвердить в региональном парламенте, областную целевую программу по модернизации школьных столовых, и до 1 сентября – исполнить её.

Третье – поддержать действующих операторов питания: провести государственную закупку и заключить в рамках 44-ФЗ с действующими операторами питания контракты на 2,5 года на организацию питания в школах и детских садах, гарантировав им государственный заказ на среднесрочную перспективу.

Четвертое – сохранить трудовые коллективы в школах и детских садах: освободить операторов социального питания от уплаты страховых взносов с компенсаций работникам за вынужденный простой».

Как сообщалось ранее, Москва и Мособласть, Ярославль уже перешли на систему раздачи сухих пайков школьников. Ввели эту практику также в Нарве, Кировской, Рязанской областях и ряде других регионов. 

Анна Журба
Политический журналист и обозреватель