alt
16.06.2023
Стратегия
Все статьи

Крупный бизнес планирует на годы вперед, небольшие ИП — на месяц

Наталья Болдырева
Редактор
Крупный бизнес планирует на годы вперед, небольшие ИП — на месяц
  • 1230

Нескучные финансы, Финтабло и бизнес-клуб Reforma опросили российских предпринимателей, чтобы выяснить, на какие сроки они готовы планировать продажи, выручку или прибыль. Всего удалось опросить 515 человек: владельцев крупных компаний, топ-менеджеров и наемных специалистов, ИП и самозанятых. 

Затем ответы обработали, проанализировали. И сделали некоторые любопытные выводы: например, что ИП без сотрудников не планируют продажи и выручку больше чем на месяц вперед. 

Мы выбрали самое интересное из результатов этого исследования, чтобы поделиться с вами. 

Содержание

Горизонт планирования российского бизнеса

Долгосрочное планирование: какой бизнес готов планировать на пять лет вперед

Точность планирования в российском бизнесе 

Как планируют в разных отраслях

Что первично: план или рост? Отвечают предприниматели

Большинство компаний планируют только на месяц

Первое, что нас интересовало, — горизонт планирования. Мы спрашивали разные компании, на какой срок те планируют продажи, выручку или прибыль. Вот что выяснилось:

Большинство компаний планируют на месяц, а меньше всего — на пять лет

Из всех опрошенных на месяц планируют 76,6%, на год — 39,8%. А вот тех, кто готов планировать на больший срок — три года и пять лет, — совсем мало: 8,9 и 4,6% соответственно.

«В целом планирование на месяц подходит только новым компаниям, которые недавно начали работать, не наладили финансовую отчетность и плохо знают рынок. Во всех остальных случаях планировать нужно на год».

— Дарья Грачева, финдиректор Нескучных финансов

Подробнее о планировании можно почитать в статье «Этапы финансового планирования».

Крупный бизнес готов планировать как на год, так и на пять лет 

Любопытно, что горизонт планирования связан с размерами компании. 

Небольшие компании чаще планируют на маленький срок

Если говорить кратко, то чем крупнее бизнес, тем дальше в будущее он готов смотреть:

  • Бизнес с доходом от 1 млн ₽ в основном планирует на месяц, а, например, на год это делают только 29% компаний.
  • Компании с доходом от 30 до 50 млн ₽ планируют на месяц в 83% случаев, а на год — в 66%. Не боятся они планировать и на три года.
  • Компании с доходом от 300 млн ₽ планируют больше других — что на месяц, что на пять лет. Например, на год это делают 88% крупных компаний, а на три года — 31%. Неплохо!

Для наглядности мы собрали некоторые цифры в небольшую таблицу:

Доход компанииПланируют на месяц и на пять лет
до 1 млн ₽69% → 4%
от 10 млн ₽ до 30 млн ₽71% → 6%
от 300 млн ₽91% → 14%


Связь между размерами компании и горизонтом планирования наблюдается не только в деньгах, но и в количестве работающих в них людей. Тенденция похожая: чем крупнее бизнес с точки зрения числа сотрудников, тем дальше он готов планировать. 

Так, например, ИП без сотрудников планируют в основном на месяц — это делают 60% опрошенных. И никогда не планируют на три года или пять лет вперед. Зато это делают компании, в которых работают от 100 человек и больше: в 86% случаев планируют как на месяц, так и на три года — это 28% опрошенных и пять лет — 12% компаний. 

Точность планирования хромает у многих предпринимателей

В опросе предпринимателей также спрашивали, насколько точны их планы по продажам и выручке или прибыли. Другими словами, просили сравнить план и факт. Это смогли сделать не все, но почти — 95% опрошенных.

Оказалось, что только 26% предпринимателей планируют с точностью от 80%. У большинства же опрошенных пока получается планировать с точностью от 40 до 80%. 

Интересно, что есть некоторая связь между точностью планирования и доходами компании: среди более крупных компаний больше тех, чья точность планирования достигает 80% и выше.

Чем выше доходы, тем больше тех, кто может похвастаться более точным планированием

В производстве планируют на пять лет, а в строительстве — только на месяц

Итак, мы выяснили, что есть связь между размером компании и горизонтом и точностью планирования. А еще есть некоторая связь между планированием и сферой деятельности. 

Так, в производстве чаще, чем в других отраслях, планируют на три года и пять лет, а в образовании и аренде и управлении недвижимостью на такой долгий срок вообще никто не планирует. 

Меньше всего компаний, которые планируют хотя бы на месяц, работает в сфере строительства и ремонта.

В некоторых отраслях, например строительстве, планировать не любят

Также опрос показал, что есть некоторая связь между сроком планирования и наличием у компании стратегии развития. Так, бизнес со стратегией готов планировать продажи и выручку или прибыль на более длительный срок. 

Что первично: план или рост? Отвечают предприниматели

Мы попросили предпринимателей, собственников, руководителей бизнеса поделиться мнением, что первично — план или рост. Сначала компания планирует и потом растет — или растет по объему выручки и поэтому начинает планировать? Вот, что они ответили  ↓

 

 

 

  

 

  

Результаты этого же исследования, но с другой подачей и немного под другим углом, мы размещали ранее в РБК Pro: Не планируй, не бойся, не расти: как далеко вперед заглядывают компании

Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Мини-книга «ДДС, ОПиУ, БАЛАНС»
бесплатно
Мини-книга «ДДС, ОПиУ, БАЛАНС»