Нескучные финансы, Финтабло и бизнес-клуб Reforma опросили российских предпринимателей, чтобы выяснить, на какие сроки они готовы планировать продажи, выручку или прибыль. Всего удалось опросить 515 человек: владельцев крупных компаний, топ-менеджеров и наемных специалистов, ИП и самозанятых.
Затем ответы обработали, проанализировали. И сделали некоторые любопытные выводы: например, что ИП без сотрудников не планируют продажи и выручку больше чем на месяц вперед.
Мы выбрали самое интересное из результатов этого исследования, чтобы поделиться с вами.
Содержание
Горизонт планирования российского бизнеса
Долгосрочное планирование: какой бизнес готов планировать на пять лет вперед
Точность планирования в российском бизнесе
Как планируют в разных отраслях
Что первично: план или рост? Отвечают предприниматели
Большинство компаний планируют только на месяц
Первое, что нас интересовало, — горизонт планирования. Мы спрашивали разные компании, на какой срок те планируют продажи, выручку или прибыль. Вот что выяснилось:

Из всех опрошенных на месяц планируют 76,6%, на год — 39,8%. А вот тех, кто готов планировать на больший срок — три года и пять лет, — совсем мало: 8,9 и 4,6% соответственно.
«В целом планирование на месяц подходит только новым компаниям, которые недавно начали работать, не наладили финансовую отчетность и плохо знают рынок. Во всех остальных случаях планировать нужно на год».
— Дарья Грачева, финдиректор Нескучных финансов
Подробнее о планировании можно почитать в статье «Этапы финансового планирования».
Крупный бизнес готов планировать как на год, так и на пять лет
Любопытно, что горизонт планирования связан с размерами компании.

Если говорить кратко, то чем крупнее бизнес, тем дальше в будущее он готов смотреть:
- Бизнес с доходом от 1 млн ₽ в основном планирует на месяц, а, например, на год это делают только 29% компаний.
- Компании с доходом от 30 до 50 млн ₽ планируют на месяц в 83% случаев, а на год — в 66%. Не боятся они планировать и на три года.
- Компании с доходом от 300 млн ₽ планируют больше других — что на месяц, что на пять лет. Например, на год это делают 88% крупных компаний, а на три года — 31%. Неплохо!
Для наглядности мы собрали некоторые цифры в небольшую таблицу:
Доход компании | Планируют на месяц и на пять лет |
до 1 млн ₽ | 69% → 4% |
от 10 млн ₽ до 30 млн ₽ | 71% → 6% |
от 300 млн ₽ | 91% → 14% |
Связь между размерами компании и горизонтом планирования наблюдается не только в деньгах, но и в количестве работающих в них людей. Тенденция похожая: чем крупнее бизнес с точки зрения числа сотрудников, тем дальше он готов планировать.
Так, например, ИП без сотрудников планируют в основном на месяц — это делают 60% опрошенных. И никогда не планируют на три года или пять лет вперед. Зато это делают компании, в которых работают от 100 человек и больше: в 86% случаев планируют как на месяц, так и на три года — это 28% опрошенных и пять лет — 12% компаний.
Точность планирования хромает у многих предпринимателей
В опросе предпринимателей также спрашивали, насколько точны их планы по продажам и выручке или прибыли. Другими словами, просили сравнить план и факт. Это смогли сделать не все, но почти — 95% опрошенных.
Оказалось, что только 26% предпринимателей планируют с точностью от 80%. У большинства же опрошенных пока получается планировать с точностью от 40 до 80%.
Интересно, что есть некоторая связь между точностью планирования и доходами компании: среди более крупных компаний больше тех, чья точность планирования достигает 80% и выше.

В производстве планируют на пять лет, а в строительстве — только на месяц
Итак, мы выяснили, что есть связь между размером компании и горизонтом и точностью планирования. А еще есть некоторая связь между планированием и сферой деятельности.
Так, в производстве чаще, чем в других отраслях, планируют на три года и пять лет, а в образовании и аренде и управлении недвижимостью на такой долгий срок вообще никто не планирует.
Меньше всего компаний, которые планируют хотя бы на месяц, работает в сфере строительства и ремонта.

Также опрос показал, что есть некоторая связь между сроком планирования и наличием у компании стратегии развития. Так, бизнес со стратегией готов планировать продажи и выручку или прибыль на более длительный срок.
Что первично: план или рост? Отвечают предприниматели
Мы попросили предпринимателей, собственников, руководителей бизнеса поделиться мнением, что первично — план или рост. Сначала компания планирует и потом растет — или растет по объему выручки и поэтому начинает планировать? Вот, что они ответили ↓
Результаты этого же исследования, но с другой подачей и немного под другим углом, мы размещали ранее в РБК Pro: Не планируй, не бойся, не расти: как далеко вперед заглядывают компании