Холодильники раскрылись по-новому

В рынок бытовой техники РФ встраиваются китайские и российские бренды

Традиционные лидеры российского рынка бытовой техники в лице Bosch, LG, Samsung, Electrolux в последние полгода начали терять позиции из-за остановки импорта и производства в стране, уступая места китайским и турецким брендам. В результате почти во всех сегментах лидируют именно эти производители, хотя растет спрос на продукцию отечественных брендов, которая подорожала, но по качеству все еще уступает зарубежным аналогам. В перспективе, допускают эксперты, разнообразие брендов на рынке может увеличиться. Но в случае возвращения мировых лидеров россияне все равно к ним вернутся, если цены не окажутся запредельными.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Смена национальностей

Начало военных действий на Украине перекроило многие сегменты российского рынка, в первую очередь потребительские. Серьезные изменения происходят, в частности, в продажах бытовой техники. Лидеры в лице Bosch, LG, Samsung, Electrolux и ряда других остановили прямые поставки. В результате за девять месяцев доля ведущих брендов в деньгах в продажах крупной бытовой технике упала в несколько раз.

Как пояснил “Ъ” коммерческий директор Holodilnik.ru Алексей Погудалов, ссылаясь на данные независимых аналитиков, если в сентябре 2021 года в продажах холодильников лидировал LG с долей 16,1% (в деньгах), то спустя год речь шла уже только о 10,1% рынка. Упали доли Bosch и Samsung, снижаются продажи Whirlpool, Indesit и других (см. инфографику). При этом лидером сегмента с долей 23,5% стал китайский Haier, улучшились позиции турецкого Beko и белорусского «Атланта». В «М.Видео» подтверждают, что на первое место по продажам холодильников вышел бренд Haier, поднявшись за год с третьего места, в первую пятерку вошел Beko. В «Марвел-Дистрибуции» поясняют: «В истории китайского производителя на каком-то этапе была достаточно глубокая интеграция с премиальным брендом Liebherr, что помогло развитию». В то же время в сети «Ситилинк» самыми покупаемыми брендами холодильников в штуках стали «Атлант», «Бирюса» и Nordfrost, а в деньгах — «Атлант», LG, Nordfrost.

В сегменте стиральных машин лидером в сентябре в деньгах, по данным Holodilnik.ru, также стал Haier, увеличив за год долю с 9,8% до 25%. Следом идет принадлежащий Haier Group бренд Candy и Beko. В 2021 году здесь лидировали LG и Samsung. По данным «М.Видео», Haier стал только вторым, но доля близка к лидеру LG, на третьем месте Candy. Beko поднялся с шестого места на четвертое. В «Ситилинке» среди стиральных машин в топ-3 вошли Candy, Indesit и LG.

В сегменте кухонных плит и духовых шкафов в Holodilnik.ru лидером снова называют Haier (сменил Bosch), который увеличил долю более чем в четыре раза, до 15,1%. Близко к нему на второй позиции стоит словенский бренд Gorenje, принадлежащий китайской Hisense (13,8%, он же, по данным «М.Видео», стал лидером в микроволновых печах). Также в топе белорусский Gefest и российский бренд Darina. «Недавние лидеры Bosch и Electrolux теряют свои позиции, но остаются заметными на рынке»,— уточняет Алексей Погудалов. Он добавляет, что заметно растут бренды, не имеющие собственных производств, например, Weissgauff, LEX, Maunfeld, Kuppersberg.

В малой бытовой технике китайские Xiaomi, Deerma, Dreame, Roborock и другие вышли на лидирующие позиции «еще до известных событий», поэтому уход западных вендоров сильного влияния на сегмент не оказал, отмечают в «Марвел-Дистрибуции». Конкуренцию китайской технике составляют Tefal и российские Polaris, Bork, Redmond. В «Ситилинке» говорят, что в их сети лидерами по продажам в штуках стали StarWind, Hyundai и Kitfort, в деньгах — StarWind, Philips и Kitfort. В целом по рынку малой техники, по данным «Марвел», продажи за девять месяцев даже выросли на 5% год к году — до 156,7 млрд руб.

Цеховой захват

Китайские и турецкие компании захватывают не только рынок, но и производственные мощности. Бренды, которые приостановили деятельность в России, декларируют планы по входу: Bosch намерен продать завод под Санкт-Петербургом (см. “Ъ” от 22 августа), а LG — перенести производства в одну из стран СНГ (см. “Ъ” от 21 октября). Покупатели пока неизвестны. Но мощности американской Whirlpool (Indesit, Whirlpool, Hotpoint) в Липецкой области уже приобрела турецкая Arcelik (Blomberg, Beko и др.; см. “Ъ” от 28 июня).

Haier, по словам Алексея Погудалова, планирует расширить мощности, запущенные в 2019 году в Набережных Челнах (стиральные машины, холодильники и телевизоры). Источник “Ъ” на рынке уточнил, что речь идет о запуске второго завода в том же кластере. Турецкая Vestel, которая законсервировала свой завод в Александрове в 2016 году (см. “Ъ” от 3 ноября), изучает возможности восстановления производства. Китайская компания Midea еще в 2020 году открыла завод холодильников в Татарстане, а в 2023 году обещает начать выпуск стиральных машин (по данным “Ъ”, компания запустила также сборку микроволновок в Калининграде и планирует расширять выпуск других типов техники). Hisense может выкупить законсервированные мощности, добавляет господин Погудалов, не раскрывая детали. Ранее в «Марвел-Дистрибуции» говорили, что Hisense — один из претендентов на приобретение завода Bosch. На запросы “Ъ” в Haier, Hisense и Midea не ответили.

Новые и расширяющиеся производства рассчитаны не только на рынок РФ, но и на поставки в соседние страны, полагает Алексей Погудалов: «В России ниже цены рабочей силы, энергоресурсов, части материалов, например металлов. В комплексе это дает преимущество. Но препятствием может стать дефицит импортных комплектующих или сложность их доставок».

Строительство завода, выпускающего в год 500–600 тыс. стиральных машин и 500–600 тыс. холодильников, может обойтись примерно в €50–70 млн (3–4 млрд руб.; подробнее см. колонку), считает директор департамента бытовой техники «Марвел-Дистрибуции» Дмитрий Левин: «Оценить переоборудование законсервированного завода сложнее, так как надо изучать каждый случай: где-то нужно менять систему кондиционирования и отопления, что очень дорого, где-то достаточно передвинуть станки». Он добавляет, что в поставке компонентов для производства «все упирается в логистику». Компоненты изготавливаются в основном в Китае, так что «с их приобретением проблем нет, главное — привезти».

На своем месте

Новым трендом становится и интерес к отечественным и белорусским брендам, которые пока не входят в число лидеров, но увеличивают продажи. В «М.Видео» отмечают, что в 1,5–2 раза выросли продажи техники «Атлант», Darina, Gefest, Flama, Elikor и «Витязь».

В отдельно стоящих электрических и газовых плитах в штучных продажах белорусский бренд Gefest занял первое место, российский Darina (Чайковский завод газовой аппаратуры в Пермском крае и также контрактное производство в Китае) — второе, Flama (Канаевский завод газовой аппаратуры в Краснодарском крае) — пятое. В холодильниках в первую пятерку вошел белорусский «Атлант» (востребован также в морозильных камерах и стиральных машинах), в десятку попал Pozis (Завод имени Серго, Татарстан), значительна доля Kraft (контрактное производство в Китае, России, Турции). В кухонных вытяжках в лидирующую группу традиционно входит Elikor (завод в Калуге).

Но, уточняет Алексей Погудалов, очень часто бренды из РФ и СНГ используют внешние производства, так Redmond, Vitek, Hi, Novex, Tuvio, Vionic, Bork и Kitfort и ряд других в большинстве своем выпускают технику по контрактам в Китае. К этой же категории можно отнести собственные торговые марки ритейлеров, число которых также растет. Например, «М.Видео» запустило Novex и Hi. Техника «производится на мощностях партнерских заводов, в том числе в России, Белоруссии, Турции и Китае». «Яндекс» планирует выпускать чайники, холодильники, кофемашины и др. под брендами Tuvio и Vionic (где будет расположено производство, в компании не уточняют; см. “Ъ” от 23 августа). Ozon представил телевизоры под брендом Hartens (завод «Квант» в Воронеже; см. “Ъ” от 13 апреля). Сбербанк обещает телевизоры Sber (сборка в Белоруссии на «Витязе»).

Возросший спрос на российские бренды подтверждают в Ozon. По данным маркетплейса, в первом полугодии технику «Атлант», Elikor и Flama россияне покупали почти вдвое чаще, чем в январе—июне 2021 года. В сегменте малой бытовой техники по итогам полугодия в штуках на Ozon лидирует Redmond. «Чаще всего россияне покупают технику отечественных брендов для кухни: газовые плиты, электрические и индукционные варочные панели, холодильники и вытяжки. Также в топ продаж стабильно входят морозильные лари "Бирюса", которые покупают в том числе для коммерческих нужд»,— говорят в Ozon. В Wildberries среди российских брендов отмечают рост спроса на Kitfort, Lumme и Vitek.

Интерес покупателей вырос из-за ухода известных брендов и проблем с запчастями, говорит Дмитрий Левин: «При этом российская крупная бытовая техника не стала лучше или дешевле, наоборот, подорожала и пока не претендует на большие доли рынка».

Встройка не встраивается

Конъюнктура

Несмотря на усиление присутствия китайских, турецких и российских брендов, в последние месяцы на рынке встраиваемой техники наблюдается дефицит из-за ухода лидеров в лице Bosch и Electrolux, отмечает управляющий директор направления крупной бытовой техники «Марвел-Дистрибуции» Дмитрий Левин. «Встройка оказалась одной из самых сложных категорий для замещения новыми китайскими брендами, так как в Китае совершенно другие предпочтения потребителей»,— говорит он.

Например, в Китае почти 90% рынка варочных поверхностей выпускаются с двумя конфорками, уточняет эксперт. «Россия пока еще закупает традиционные четыре и не готова переходить на иной стандарт. Есть свои нюансы и с габаритами. У нас самый популярный размер холодильников — 60 см в ширину с нижней морозильной камерой, в Азии — 70 см в ширину и с верхней камерой. Также в России популярны узкие стиральные машины глубиной 45 см, и многие европейские бренды подстраивались под эту особенность. После их ухода не все азиатские бренды пока могут предложить замену: у них в основном полноразмерные модели глубиной 60 см»,— рассказал он.

В категории встроенной техники полноценно заменить ушедших лидеров — Bosch и Electrolux — пока некому, уверен господин Левин. По его словам, другие бренды не создавали комплексные решения и не производили целые линейки в разных ценовых категориях, а покупатели часто хотят иметь кухню в едином стиле. Сейчас, добавляет топ-менеджер, приходится покупать у одних духовки, у других варочные поверхности, у третьих вытяжки.

Оценка по достоинству

Текущее состояние рынка можно назвать промежуточным этапом, в первую очередь потому, что параллельный импорт еще не развернулся в полную силу. Однако Алексей Погудалов полагает, что в крупной бытовой технике, особенно локализованной в РФ, схема и не окажет существенного влияния, поскольку в результате она «становится неконкурентоспособна по стоимости». «По параллельному импорту везут то, что здесь не производится в этих категориях массово — холодильники с двумя распашными дверцами, различающиеся между собой расположением морозилки, технологичные стиральные машины 60х60, сушки и т. д.»,— поясняет эксперт.

Дмитрий Левин полагает, что в итоге потеряет позиции прежде всего западная техника, а крупные азиатские бренды «вряд ли реально уйдут и уступят свои доли». По его мнению, лидерами рынка в ближайшие годы останутся такие бренды, как Haier, Hisense, Gorenje. Возможно, добавляет эксперт, новые турецкие владельцы на мощностях Whirlpool «смогут создать достойный A-бренд, там для этого есть современная производственная база».

При возобновлении поставок техники из Европы, США и Кореи успех бывших лидеров рынка в возвращении клиентов будет зависеть от цен, которые формируются с учетом курсов валют и транспортных издержек, отмечает аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова. По ее оценке, при существенном повышении цен и отсутствии соразмерного роста доходов населения возврат клиентов у ушедших брендов может столкнуться с трудностями. Компании, предлагающие демократичные цены, например, производители стран СНГ или Азии, могут устойчиво занять нишу ушедших западных поставщиков, признает госпожа Буйлакова. Однако, подчеркивает аналитик, если вернувшиеся бренды смогут конкурировать с новыми поставщиками по цене, узнаваемость бренда сыграет в пользу выбора западного производителя.

Тимофей Корнев

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Саратов получил поддержку

В рамках благотворительного проекта «Города Героев» ДоброFON и фонд «Память поколений» помогли саратовскому дому-интернату

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×