Турбина набирает документооборот

У «Газпрома» возникли вопросы к канадской лицензии

По данным “Ъ”, Siemens Energy 24 июля передала «Газпрому» экспортную лицензию Канады, позволяющую ремонтировать и транспортировать газовые турбины для «Северного потока». Теперь, чтобы Siemens могла ввезти турбину в Россию, «Газпром» должен изменить базис доставки машины с канадского Монреаля на конечный пункт в РФ. Из-за бумажных проволочек турбина уже пропустила паром, которым должна была уйти из Германии в Хельсинки 23 июля. Если стороны успешно обменяются документами, транспортировка машины может произойти в ближайшие несколько дней. Но источники “Ъ” сомневаются, что доставка турбины приведет к росту прокачки по «Северному потоку»: еще несколько машин нуждаются в ремонте.

Фото: Ulrich Baumgarten / Getty Images

Фото: Ulrich Baumgarten / Getty Images

По данным “Ъ”, Siemens Energy направила «Газпрому» выданную Канадой экспортную лицензию, разрешающую ремонтировать, обслуживать и транспортировать до конца 2024 года турбины для компрессорной станции «Портовая», нагнетающей газ в трубопровод «Северный поток». «Газпром» трижды обращался к Siemens с просьбой предоставить этот документ, подтверждающий изъятие оборудования «Газпрома» из санкционного режима Канады, упирая на то, что до сих пор никаких документальных подтверждений снятия санкций у него не было.

Турбина для «Северного потока» должна была 23 июля отправиться на пароме из немецкого Любека в Хельсинки, а оттуда сушей в РФ, но из-за отсутствия необходимых документов со стороны «Газпрома» этого сделать не удалось.

Теперь машину, которая находится в Германии, можно будет отправить в РФ только в середине недели, но при условии, что «Газпром» пришлет необходимые для прохождения таможенного контроля документы: требуется изменение базиса поставки (сейчас это Монреаль) на точку в России.

Согласно действующему соглашению с Siemens Energy по ремонту турбин, «Газпром» должен был самостоятельно забирать отремонтированную машину в Канаде: после введения страной прямых санкций в отношении «Газпрома» это стало невозможно, и Siemens взяла на себя доставку турбины в РФ. Но отгрузочная документация при этом не была изменена. В Siemens Energy от комментариев отказались, в «Газпроме» их не предоставили.

Исходно машину предполагалось доставить в РФ 24 июля, 17 июля она отправилась на самолете из Канады в Германию. Этому предшествовали несколько недель переговоров между Оттавой и Берлином: из-за первоначального отказа Канады вернуть турбину «Газпром» 14 июня заявил о снижении прокачки по «Северному потоку».

Сначала поставки упали с 167 млн до 100 млн кубометров в сутки, а 16 июня снизились до 67 млн кубометров в сутки, или до 40% от номинальной мощности трубы. Это решение компании вызвало тревогу на европейском газовом рынке, снизив темпы заполнения подземных хранилищ на предстоящую зиму (сейчас 65,5%, цель — не менее 80% к октябрю).

У собеседников “Ъ” нет уверенности в том, что отправка турбины будет способствовать увеличению прокачки по «Северному потоку», так как в ремонте нуждаются еще несколько машин на станции «Портовая».

В теории их можно отправить на ремонт в любой момент, утверждают собеседники “Ъ”, но «Газпром» пока не дал на это разрешения. Ремонт одной машины, по словам собеседников “Ъ”, занимает около трех месяцев.

Согласно лицензии, выданной Siemens Energy, в Канаду до конца 2024 года разрешено отправить еще пять машин. Всего на компрессорной станции «Портовая» работают девять газоперекачивающих агрегатов (состоят из турбины и компрессора). Из них шесть газовых турбин Siemens SGT-A65 (произведены на базе авиационных двигателей Rolls-Royce) и еще три менее мощные турбины SGT-A35. Из текущих заявлений «Газпрома» следует, что сейчас на «Портовой» в работоспособном состоянии находятся только три турбины А65.

В Берлине при этом не верят, что отсутствие турбины стало причиной снижения поставок по «Северному потоку», обвиняя Москву в использовании поставок газа в качестве политического оружия. «Газпром», в свою очередь, заявлял, что существуют значительные потенциальные риски в случае несоблюдения всех установленных процедур в рамках возврата двигателя для «Северного потока». Компания подчеркивала, что «действующие условия контракта не предусматривают дополнительных обязательств российской стороны для получения данного двигателя», не поясняя, о каких обязательствах идет речь.

Татьяна Дятел

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Саратов получил поддержку

В рамках благотворительного проекта «Города Героев» ДоброFON и фонд «Память поколений» помогли саратовскому дому-интернату

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×